Описание основной образовательной программы

Основная образовательная программа — это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Основная образовательная программа — документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательной организации.
МАОУ «Технологический лицей» является общеобразовательной организацией, реализующей программы основного общего образования в 8-9-х классах, среднего общего образования в 10-11-х классах, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по учебным предметам информационно-технологического профиля.

ФГОС

ООП ООО разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:

Нормативно-правовые документы федерального уровня:

— Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015);

— Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2015г. № 1644, от 31.12.2015г. № 1577;

— Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

— Постановление от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 N 81).

Нормативно-правовые документы регионального уровня:

— Приказ Министерства образования Республики Коми от 20.09.2011г.№289 « О введении ФГОС основного общего образования в системе образования Республики Коми».

— Государственная программа Республики Коми «Развитие образования» (утверждена Постановлением правительства Республики Коми от 29.09.2012г. №411)

— Концепция образования этнокультурной направленности в Республике Коми (одобрена приказом Министерства образования Республики Коми от 13.12.2010 года №310)

— Приказ Министерства образования Республики Коми от 12.05.2015г.№344 «Об обеспечении изучения коми языка в ООО, реализующих программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС».

— Письмо Министерства образования Республики Коми от 11.03.2014 года №03-05/1 « О реализации этнокультурной составляющей содержания образовательных программ общего образования.

— Письмо Министерства образования Республики Коми от 16.09.2014 года №03-05/07 «О требованиях к разработке и реализации рабочих программ учебных предметов».

— Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Коми от 19.05.2015г.№02-42/оо-177 « О разработке учебных планов при реализации ФГОС ООО»

— Письмо Министерства образования Республики Коми от 22.06.2015 года №02-42/оо-219 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

— Письмо Министерства образования Республики Коми от 16.10.2015 года №03-17/16 «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

— Приказ Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 04.02.2016 №97 «Об организации введения федеральных государственных стандартов общего образования».

ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности МАОУ «Технологический лицей» при получении основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся. ООП ООО реализуется МАОУ «СОШ № 35» через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

ООП ООО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает: пояснительную записку; цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования, включающую формирование компетенций учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; рабочие программы учебных предметов; программу воспитания и социализации учащихся при получении основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает: учебный план основного общего образования, календарный учебный график и план внеурочной деятельности; систему условий реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО; оценочные и методические материалы, а также иные компоненты.

Цель реализации ООП ООО — обеспечение планируемых результатов по достижению учащимися на уровне основного общего образования целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Достижение поставленной цели при реализации ООП ООО предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия ООП ООО требованиям ФГОС ООО;

— обеспечение преемственности между начальным общим образованием и основным общим образованием, преемственности основного общего и среднего общего образования;

— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения ООП ООО всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами;

— установление требований к воспитанию и социализации учащихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса,

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— взаимодействие МАОУ «Технологический лицей» при реализации ООП ООО с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему конкурсных мероприятий, спортивных соревнований, организацию проектно- исследовательской деятельности, олимпиадное движение, организацию общественно полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

— участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

— включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;

— профессиональная ориентация учащихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, специалистов учреждений профессионального образования;

— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности в МАОУ «Технологический лицей».

ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся и ориентирована на становление личностных характеристик выпускника:

— любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

— осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

— активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

— умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

— социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

— уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

— осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

— ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Реализация ООП ООО основывается на системно-деятельностном подходе, который позволит обеспечить:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития учащихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития учащихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого учащегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

ФКГОС

Основная образовательная программа лицея разработана на основе Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального компонента государственных образовательных стандартов. Основная образовательная программа является основополагающим рабочим документом лицея, которая позволяет эффективно определять соответствие результатов образовательной деятельности лицея заявленным целям образования.

Образовательные программы всех уровней основного образования в МАОУ «Технологический лицей» (далее – Лицей) включают в себя основные характеристики образования. В них представлены объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия на каждом уровне обучения. В пояснительных записках основных образовательных программ определены назначение программ, конкретные цели, задачи и планируемые результаты реализации образовательных программ, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательные разделы определяют общее содержание образования на каждом уровне и включают образовательные программы по предметам, ориентированные на достижение планируемых результатов. Организационные разделы характеризуют условия организации образовательного процесса, механизм реализации компонентов образовательных программ, учебный план, календарный учебный график. Приложением к программам являются рабочие программы учебных предметов и элективных учебных предметов, а также оценочные и методические материалы.

Учебный план Лицея устанавливает перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение. Учебный план обеспечивает функционирование образовательной организации, сохраняя преемственность между уровнями обучения. Представленный учебный план направлен на формирование образовательного пространства лицея, обеспечивающего оптимальные условия для развития и самореализации учащихся.

Основная цель учебного плана — обеспечение необходимого баланса базового и углублённого уровней содержания образования на основе вариативности образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание. Реализация учебного плана в Лицее обеспечивает единство обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план направлен на реализацию образовательной программы в соответствии с требованиями федерального, регионального компонента, компонента образовательной организации. Учебный план ориентирован на реализацию образовательной программы в соответствии с требованиями ФКГОС. Содержание компонента образовательной организации и части, формируемой участниками образовательных отношений учебного плана, обновляется через введение элективных учебных предметов, ориентированных на расширение знаний в выбранной предметной области и выбор дальнейшего профиля обучения. Учебный план лицея обеспечивает общекультурную направленность образования, воспитание лучших нравственных качеств личности.

МАОУ «Технологический лицей»